Основные направления использования экспертного потенциала Отделения для оценки научно-технических и технологических проектов в рамках государственной экспертизы, проводимой Республиканским исследовательским научно-консультационным центром экспертизы (РИНКЦЭ).

Д.т.н., профессор, действительный член РАЕН Олег Владимирович Викулов.
Докладчик д.т.н., профессор, д.чл. РАЕН Олег Владимирович Викулов.

ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ (https://reestr.extech.ru) один из ведущих институтов научно-технологического комплекса Российской Федерации, решающий задачи экспертной, научно-методической, организационно-технической, информационной поддержки научно-технической и инновационной деятельности Российской Федерации. Институт был создан в 1991 году для обеспечения государственной экспертизы в научной и научно-технической сферах и за прошедшие годы значительно расширил свои функции, являясь подведомственной организацией Министерства образования и науки Российской Федерации. В РИНКЦЭ накоплен значительный опыт проведения аналитических исследований в области приоритетных направлений развития научно-технологического комплекса с привлечением широкого круга отечественных и зарубежных экспертов. В одном учреждении удалось реализовать и органично объединить механизмы экспертизы, с целью подготовки предложений заказчикам по созданию инновационных проектов, использованию потенциала молодых российских ученых и ведущих научных школ, сбора сведений об инновационных результатах, контроля за их реализацией и введения в хозяйственный оборот.

ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ

Основным инструментом проведения экспертизы в РИНКЦЭ является Федеральный реестр экспертов научно-технической сферы, который  формируется в целях повышения эффективности управленческих решений, принимаемых Минобрнауки России, за счет широкого использования научного и практического потенциала ведущих ученых и специалистов при проведении экспертно-аналитических исследований по их обоснованию. Реестр предназначен для создания и организации работы экспертного сообщества по ключевым вопросам развития научно-технологического комплекса Российской Федерации. Базовые принципы и общий порядок формирования Реестра и организации экспертно-аналитической деятельности определяются Положением о Федеральном реестре экспертов.

Основная задача Реестра – привлечение ведущих ученых и специалистов для проведения объективных и компетентных экспертно-аналитических исследований в интересах формирования и реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и инновационных проектов и программ федерального, регионального и отраслевого уровней, а также по другим актуальным вопросам развития научно-технологического комплекса Российской Федерации. К проведению экспертно-аналитических исследований в интересах Минобрнауки России или по его поручению привлекаютяс исключительно эксперты, аккредитованные в Реестре. Реестр формируется, ведется и актуализируется РИНКЦЭ и на текущий момент насчитывает 4155 экспертов.

В состав Федерального реестра экспертов включаются высококвалифицированные специалисты, аккредитованные в соответствии с их образовательным уровнем, научными достижениями и опытом работы. Основой для принятия решения об аккредитации эксперта являются данные, заполняемые кандидатом в своем профиле. Профиль эксперта включает достаточно обширные сведения о кандидате, позволяющие оценить его профессиональные качества.  Важное значение имеют его публикационная и патентная активность, а также опыт в проведении исследований и экспертных работ.

ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ

Аккредитованные в реестре эксперты могут привлекаться к научно-исследовательским и экспертным работам, также эксперт имеет возможность в инициативном порядке представить свои предложения по развитию того или иного научного направления. На сегодняшний день в Реестре содержатся сведения о 141 академиках российских академий наук, 175 членах-корреспондентах российских академий наук, 3821 докторах наук, 1050 кандидатах наук. Эксперты федерального реестра работают в 1002 организациях, среди которых 382 вузов, 509 научных организаций Эксперт Реестра является основным субъектом экспертно-аналитической деятельности.  Его работа может быть как чисто экспертной, выполняемой по специальному заданию, так и инициативной когда эксперт может представить свои предложения в части развития приоритетов развития основных научных направлений. Экспертом могут формироваться предложения по тематике в рамках федеральных целевых программ, как в сжатом, так и в развернутом виде. Экспертом также могут быть предложены прогнозы развития научного направления, в котором он специализируется. На сегодня экспертами реестра представлено 2163 предложения по тематике, 360 развернутых аналитических документов, 254 аналитических документа прогнозного характера.

ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ с 2007 года издает свой сборник научных трудов «Инноватика и экспертиза»,  ориентированный на обобщение результатов научно-исследовательских работ, выполненных исследователями, аналитиками и экспертами, на обмен научно-технической информацией, о развитии отечественной и мировой науки и техники, а также на поиск путей решения важнейших вопросов, связанных с научной и инновационной деятельностью, экспертизой и защитой интеллектуальной собственности.

Основными направлениями экспертных работ РИНКЦЭ являются:

  • Проекты в рамках ФЦП « Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014—2020 годы.
  • Проекты в рамках Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. N 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства
  • Проекты в рамках Фонда развития промышленности (ФРП) целью которого является развитие импортозамещающих и экспортоориентированных производств, а также перехода на наилучшие доступные технологии.
  1. Организационное сопровождение ФЦП осуществляет ФГБНУ «Дирекция научно-технических программ» совместно с РИНКЦЭ, которые:
  • организуют по поручению государственного заказчика ФЦП экспертизу проектов на всех этапах ее реализации;
  • организуют независимую оценку показателей результативности и эффективности мероприятий Программы, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
  • осуществляют информационное обеспечение специализированного сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • организуют техническое и информационное сопровождение приемки и оценки результатов работ;
  • обеспечивают организационно-техническое сопровождение формирования тематики конкурсных лотов.

В рамках данной ФЦП  научно-техническая экспертиза  проводится :

  • при формировании тематики перспективных проектов для государственного финансирования;
  • при выявлении исполнителей, предложивших лучшие условия исполнения контрактов;
  • при оценке качества полученных результатов.

В процессе экспертизы проектов оцениваются:

  • Качество научного проекта;
  • Квалификация, опыт работы и научные достижения коллектива исполнителей, в том числе руководителя проекта;
  • Потенциал участника конкурса;
  • Финансовое обеспечение проекта.
  1. Экспертиза проектов в рамках Постановления Правительства РФ N 218 направлена на оценку качества развития кооперации между вузами и организациями реального сектора экономики. Основными целями таких проектов являются, с одной стороны, внедрение инноваций в реальный сектор экономики, с другой стороны, расширение практики вовлечения вузов в деятельность, осуществляемую организациями реального сектора экономики, а также развитие потенциала вузов как исследовательских организаций. В соответствии с этим данные проекты должны обеспечить: организацию конкурентоспособного производства, повышение инновационной активности организаций, а также  повышение качества подготовки специалистов вузов и уровня развития исследовательской и технологической базы вузов.

Участниками таких конкурсных  проектов являются:

  • Инициатор проекта – Государственный научный центр или организация реального сектора экономики (заказчик НИОКТР и организатор производства);
  • Головной исполнитель – ВУЗ (исполнитель НИОКТР);
  • Соисполнитель – организация привлекаемая головным исполнителем для выполнения НИОКТР (привлекается при необходимости).
  1. Особую роль в общем объеме экспертных работ РИНКЦЭ играет организация и проведение экспертизы проектов, инициаторы которых добиваются льготного кредитования от Фонда развития промышленности (ФРП). Этот Фонд представляет собой государственное учреждение и институт развития Российской Федерации, являясь важным элементом системных мер государства, направленных на повышение глобальной конкурентоспособности российской промышленности и проведения политики импортозамещения.

Основной задачей фонда является предоставление займов промышленным компаниям на льготных условиях в целях развития импортозамещающих и экспортоориентированных производств и перехода на наилучшие доступные технологии.

ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ

Фонд предлагает льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий, предоставляя доступные инвестиции в виде займов от 50 до 500 млн руб.  под 5% годовых.

Целью проведения научно-технической экспертизы соответствую щих проектов является оценка их научно-технического уровня, соответствия принципам наилучших доступных технологий, достижимости поставленных научно-технических параметров, а также соответствия расходов и сроков разработки рыночным условиям. Оцениваемые проекты должны предусматривать внедрение новых технологий, отнесенных к приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, в частности, соответствует перечню критических технологий, утвержденному указом Президента Российской Федерации № 899 от 07.07.2011. В соответствие с этим экспертной оценке подлежат:

  • новизна технических решений относительно российского технического уровня,
  • отнесение получаемой в ходе реализации проекта продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, производимых в Российской Федерации;
  • техническая реализуемость проекта;
  • соответствие разработок и внедряемых технологий принципам наилучших доступных технологий, в том числе утвержденным информационно-технологическим справочникам по наилучшим доступным технологиям;
  • наличие научно-технического задела и подтверждение Заявителем прав на него.

Фонд развития промышленности был создан в 2014 году по инициативе Владимира Владимировича Путина. За эти годы 433 российских компаний воспользовалось поддержкой Фонда, в результате чего было создано более 100 новых производств в 40 регионах страны. Общий объем выручки профинансированных Фондом проектов составил 647 млрд руб., которые дополнительно привлекли в производство 64 млрд руб. внебюджетных средств. Деятельность фонда была высоко отмечена Президентом страны  Владимиром Владимировичем Путиным, который подчеркнул необходимость дальнейшей его поддержки и дополнительного финансирования.

Учитывая значительный научный потенциал членов Отделения предлагаю им принять активное участие в рамках Федерального реестра экспертов РИНКЦЭ в проведении научно-технической экспертизы многочисленных проектов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, заданных государственными Программами и Постановлениями Правительства.